Уважаемые депутаты! Участники сегодняшнего заседания! Следует подчеркнуть, что процесс политической модернизации в нашей стране шаг за шагом, по мере создания необходимых экономических условий, последовательно идет все эти годы - с момента обретения Казахстаном независимости.При этом мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали именно эволюционный путь. Мы против форсированного внедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у нас это получается.На этом пути мы прошли несколько этапов. На первом этапе - с 1991 года по 1995 год – с момента реальной независимости до принятия Конституции суверенного Казахстана мы сосредоточились на преодолении дезинтеграционных процессов, формировании фундамента казахстанской государственности, переходе от диктата однопартийности к политическому плюрализму, созданию основ демократического развития.Это был сложнейший период в нашей с вами жизни.На этом этапе становления государственности, когда необходимы были решительные антикризисные меры, объективно был сделан выбор в пользу концентрации властных полномочий по вертикали исполнительной власти. Такой подход был абсолютно оправдан и в силу внутренних условий, и в контексте внешней ситуации. И эту нашу правоту подтвердила история.Этот период преподнес нам весьма поучительные уроки, главным среди которых стало осознание того, что без стабильной и сильной экономики политическое развитие будет протекать болезненно и медленно, может привести к всенародному недовольству, дестабилизации страны. И такие катаклизмы сегодня происходят в некоторых дружественных нам государствах.Наш принцип - сначала экономика, а потом политика - полностью оправдал себя.Конечно, история знает примеры, когда некоторые бедные страны тоже становились демократиями при низком уровне экономического развития, но затем их демократии, как правило, умирали.Учеными доказано, что подлинные демократии при уровне ВВП на душу населения ниже трех тысяч долларов существуют недолго. Если же этот показатель превышает шесть тысяч долларов, демократия становилась жизнеспособной. Надеюсь, так будет у нас.Я привел этот пример к тому, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько верен был наш выбор приоритетов.На втором этапе - с 1995 по 2000 год - нашей основной заботой стало создание и укрепление современных демократических институтов, формирование новой политической культуры на основе Конституции, принятой народом на референдуме в 1995 году.Конституция страны позволила пройти большой путь, связанный не только с глубокими экономическими, но и политическими преобразованиями. Об этом свидетельствует новое национальное законодательство суверенного Казахстана. Именно с его помощью за эти годы мы создали прочный фундамент для преобразования Казахстана в страну, в которой действуют реальные демократические институты, где гарантируются права и свободы граждан.Это происходило в тяжелейших условиях преодоления инерции постсоветского синдрома и последствий азиатского финансового кризиса.Но успех нам, несомненно, обеспечила реализация социально-экономической стратегии развития Казахстана до 2030 года.Избрав модель президентской республики, мы вывели страну из постсоветского экономического и политического хаоса. Политическая стабильность обеспечила привлекательность нашей экономики для внешних инвесторов, которые в тот период выступили основным источником капитала для развития отечественной индустрии.Поднималась экономика, строилась новая инфраструктура, развивалось сельское хозяйство. Последовательно создавались новые рабочие места, образовывалась прослойка «среднего класса». Одновременно с этим мы обеспечили устойчивость наших международных позиций, заявили и доказали нашу мирную политику всем странам региона и мира.Эти достижения позволили нам продолжить дальнейшее демократическое развитие Казахстана, создавая условия для политического плюрализма, многообразия средств массовой информации, регулярных выборов, обеспечения прав и свобод граждан, вовлечения широких слоев населения в политические преобразования, создания тысяч НПО.Третий этап - с 2001 по 2006 год - стал убедительным доказательством правоты нашей стратегии. За этот период мы обеспечили социально-экономический прорыв и стали региональным лидером. Состоялась и наша государственность.Утвердились первые демократические традиции казахстанского многонационального и многоконфессионального общества. В последние годы идет активный общенациональный диалог по выработке наиболее эффективных путей дальнейшего демократического реформирования страны.На повестку дня вышли принципиально более высокие общественные задачи. Современные вызовы и угрозы настоятельно потребовали более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений. И мы приняли этот вызов. За эти годы принимались меры по расширению полномочий местных органов, разграничению компетенции между уровнями государственного управления.В практику работы Парламента было введено обсуждение кандидатур членов Правительства на заседаниях профильных парламентских комитетов. По моей инициативе начались регулярные отчеты акимов перед населением. Совершенствовались выборное законодательство и практика. Началась глубокая административная реформа, направленная на создание качественных государственных услуг, повышение подотчетности и прозрачности исполнительной власти. В этот период активно обсуждались и вырабатывались рекомендации по вопросам совершенствования законодательства о выборах, политических партиях, СМИ, разграничения полномочий между уровнями государственного управления, совершенствования судебной системы и статуса судей. Все это было сделано в рамках Общенациональной программы политических реформ. Таким образом, этот период нашего развития можно считать одним из самых важных в истории демократии Казахстана. * * *Общенациональная программа политических реформ дала старт всенародной дискуссии по вопросам дальнейшей демократизации нашего общества. Я хочу напомнить, что эту программу мы обсудили и приняли на съезде партии «Отан» в 2004 году. Под моим личным руководством была создана Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ. В ее состав вошли представители Парламента, Правительства, политических партий, общественные деятели. Комиссия проделала серьезную работу, и я благодарен членам комиссии за это.Конкретным результатом деятельности Госкомиссии стал ряд принятых мер по развитию демократических процессов в стране в рамках действующей Конституции.Так, была разработана и утверждена моим Указом Концепция развития гражданского общества в Казахстане на 2006-2011 годы. Главное, что реализация Общенациональной программы политических реформ позволила намдостичь широкого общественного консенсуса по основополагающим ценностям демократизации и политической модернизации Казахстана. Исходя из широкой общественной дискуссии и консультаций с основными политическими силами, Госкомиссия предоставила ответы на основополагающие вопросы демократического развития страны на новом этапе. Были подготовлены решения, затрагивающие:• Эффективность, прозрачность и подотчетность исполнительной власти иборьбу с коррупцией Децентрализацию государственного управления и развитие местного самоуправления• Совершенствование выборного законодательства• Расширение ответственности Парламента• Развитие судебной системы в соответствии с передовыми мировыми стандартами, независимость судей • Более активное участие политических партий в политической жизни страны• Усиление роли НПО в общественной жизни • Гарантия прав и свобод гражданГлавным итогом работы Государственной комиссии стали практические предложения по основным направлениям политической модернизации. Данные предложения - плод коллективного труда, учитывающего мнения основных общественно-политических сил страны.Подвод
Выступление Президента Республики Казахстан Н.А.НАЗАРБАЕВА на совместном заседании Палат Парламента Республики Казахстан.
Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества
Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества
ПРАВИТЕЛЬСТВОРЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Новый этап демократизации Казахстана - ускоренное развитие свободного демократического общества - ukimet.kz
Комментариев нет:
Отправить комментарий